В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главной героине,
девушке необычной, романтической, проводящей в одиночестве большую часть своей
жизни, снится столь же необычный сон, который представляет для нас определённый
интерес.
Девушке
снится заснеженная поляна, тёмная река, ещё не скованная льдом. Через реку
перекинут старый, хлипкий, полуразрушенный мостик:
Две жердочки, склеены льдиной,
Дрожащий, гибельный мосток,
Положены через поток.
Автор не зря употребляет здесь слово «гибельный», так как
после переправы события, описанные в сне Татьяны, несут пророческий роковой
смысл для героев романа. После того как юная девушка окажется на
противоположном берегу, ничего уже нельзя будет изменить. «Мост», ведущий из
счастливой и мирной жизни, рухнет. Евгений Онегин и Владимир Ленский навсегда
разойдутся. Впрочем, об этом чуть позже.
Переправиться
через реку девушке помогает медведь. После переправы начинается погоня:
Она, взглянуть назад не смея,
Поспешный ускоряет шаг,
Но от косматого лакея
Не может убежать никак.
В итоге силы Татьяны иссякают, и она падает в снег:
Упала в снег; медведь проворно
Её хватает и несёт;
Она бесчувственно-покорна
Не шевельнётся, не дохнёт.
Сцена очень
показательна: Татьяна боится медведя, но, несмотря на это, доверяет страшному зверю, потому что Татьяна, уверена
в том, что животное символизирует Евгения Онегина. Кто ещё может «преследовать»
девушку, ведь это его образ ни на минуту не покидает её мысли и чувства.
Безусловно, образ большого русского животного носит в романе символический
характер.
Зверь
приносит Татьяну Ларину в «шалаш убогой». За дверью слышны крики и звон посуды,
«как на больших похоронах». За столом сидят чудовища. Всё это отдалённо
напоминает именины Лариной.
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый…
Гости на празднике Татьяны ничуть не лучше этих чудовищ. Они
нисколько не искренны. Их цель – показать себя, ещё и на других посмотреть,
чтобы потом обсуждать новые истории, постепенно превращающиеся в сплетни и
обрастающие новыми неправдоподобными деталями.
Тем временем
существа на балу веселятся: смеются, пьют, гремят посудой. Вдруг они замечают
несчастную Татьяну. Среди ужасных чудовищ оказывается предводитель. Это не кто
иной, как наш Евгений! Онегин закрывает девушку от отвратительных существ.
Когда появляется Ольга и Владимир Ленский, разгорается решающий спор:
Спор громче, громче: вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский…
Так писатель
«предупреждает» читателя о грядущих страшный событиях, подогревая необычайный
читательский интерес к свершившемуся во сне убийству (произойдёт оно, или это
сон-пустышка?), ведь роман во времена Александра Сергеевича печатается
отдельными главами, и читатели не скоро узнают о настоящей дуэли.
Сон - это раскрытая книга, в которой мы читаем и понимаем
душевное состояние Татьяны, полное тревоги и предчувствия чего-то неизбежного и
трагического. Вещий сон показывает привязанность девушки к русскому,
настоящему, а не к французским романам, в которых рассказывается об идеальной
любви. Здесь сон - это зеркало,
отражающее до мельчайших деталей происходящее в реальном мире.
|