Германн — герой повести
Пушкина "Пиковая Дама”, молодой офицер, любивший с утра до ночи следить
за карточной игрой. Перед ним то и дело всплывают картины, видения, которые
можно назвать «снами наяву». Это важно, потому что перед нами,скорее всего,
герой с болезненным сознанием.
Действие
повести постоянно "двоится”; оно протекает одновременно и во внешнем мире, и в
воображении героя, и двойственность эта несёт в себе поражение Германна.
Впрочем, и саму историю, рассказанную Томским, нельзя с уверенностью считать
правдивой. Однако однонаправленное сознание Германна не допускает случайности
Случай — это атрибут чего-то сверхъестественного, а Германн пытается всё
"рассчитать”, поэтому и анекдот Томского, и собственные видения он воспринимает
как нечто вполне реальное.
Наш
герой слишком увлечён "бабушкиной сказкой” о трёх картах, которую он услышал от
Томского.На протяжении всего произведения Германн тщательно пытается выведать
их тайну, поэтому его тревожат наполовину реальные, наполовину мистические
видения, происходящие как будто наяву, но слишком невероятные для того, чтобы
быть правдой.
С "тремя верными картами” связаны три
видения Германна.
Первое
привиделось ему во время отпевания графини, когда покойная подмигнула Германну,
и тот упал в обморок на глазах у толпы.
Второе
видение - это ночное явление герою покойной графини, которая раскрыла ему тайну трёх карт; это загадочное явление
всё же можно назвать сновидением. Читателю, конечно, не вполне ясно -
галлюцинация это, или покойница являлась на самом деле. В повести нет чёткого
ответа на вопрос, реально ли видение Германна, хотя весь ход дальнейших событий
как будто подтверждает действительность происшедшего.
И,
наконец, третье видение - подмигивающая пиковая дама на карте окончательно
приводит Германна к сумасшествию.
Какова же роль этих странных
видений, похожих и на сон, и на реальность? Они привносят в сюжет мистический
оттенок, напоминая загадочные произведения о мертвецах и вурдалаках (например,
повесть «Упырь» А.К. Толстого), создавая невероятно притягательную ауру,
витающую вокруг произведений такого рода и
одновременно помогая раскрыть основное идейное содержание повести:
нельзя становится рабом случая, нельзя ставить на кон всё ради чего-то
иллюзорного, мистического, таинственного.
|