"Всё тот же сон! возможно ль? В третий
раз! Проклятый сон!..” — это первые слова, которые произносит в трагедии "Борис
Годунов” самозванец Григорий Отрепьев. И этот сон предвещает те события,
которые с ним случатся в скором будущем:
Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось —
И, падая стремглав, я пробуждался...
Характерно, что пробуждение пушкинских
героев происходит в кульминационный момент сновидений. Свои сны герои, как
правило, не "досматривают”.
И
в этом тоже есть свой хитрый смысл: Пушкин, с одной стороны, даёт простор
читательской фантазии, а с другой - подогревает читательский интерес: что же
дальше, почему нет завершения? Кстати сказать, это излюбленный пушкинский приём
- неожиданно прерывать повествование на самом интересном месте!
Но
вернёмся к сну Отрепьева: обратим внимание на то, что во сне герой испытывает
совершенно разные эмоции: "И стыдно мне и страшно становилось...” Вот настоящие
эмоции! Перед нами мыслящий, переживающий человек, эмоциональный и тонко чувствующий,
обладающий к тому же даром предвидения!
Падение
в конце сна — тоже эмоция, хотя немного видоизменённая и, очевидно, самая
сильная, поскольку приводит к пробуждению. Отрицательные эмоции Григория во сне
предвещают трагический финал произведения."Кипящий” на площади народ "в ужасе
молчит” и отказывается приветствовать нашего героя, то есть "Лжедмитрия”, это
является своеобразным предвестником "падения”. Наверняка Григорий боится наяву
падения на глазах у смеющегося народа. При этом он сам в своём сне пассивен:
оказывается на башне словно не по своей воле: лестница ведёт его наверх. И
точно так же, поневоле, самозванец стремительно падает вниз.
Примечательно то, что роль Димитрия
Самозванца, начатая с пробуждения в келье Пимена с рассказа о "проклятом сне”,
сном и заканчивается: "Ложится, кладёт седло под голову и засыпает”.
Таким образом, сон становится средством
раскрытия внутреннего мира героя трагедии, его психологической характеристики и
предвестником ужасных событий, которые в скором времени случатся наяву, он тоже
вещий, как и сон Петруши Гринёва в «Капитанской дочке».
|